+7 495 465-80-17   ⋅  

Что изменится в закупках в 2025 году

17 января

В 2024 году приняли несколько законопроектов, которые существенно меняют работу с закупками в наступившем году. Нововведения затронули нацрежим, цифровые контракты и другие привычные участникам закупок сферы. В статье подробно рассмотрим, что важно знать, чтобы работать по новым правилам и не совершать ошибок.

Нововведения с 1 января 2025 года

Часть изменений уже вступила в силу. Особенно серьезные изменения претерпел национальный режим, поэтому поговорим о нем подробнее.

Для реализации нацрежима действовало множество нормативно-правовых актов (НПА). Участникам закупок было непросто разобраться в многообразии правил. Это приводило к разбирательствам в ФАС и требовало разъяснений от профильных ведомств.

Поэтому Минфин предложил унифицировать систему нацрежима и сформулировать единые правила для 44-ФЗ и 223-ФЗ. Рассмотрим, как будет применяться национальный режим для каждого из основных Федеральных законов.

Правила национального режима в 44-ФЗ

До масштабных изменений каждый НПА реализовывал свой механизм:

  • запрет на поставку иностранного товара;
  • ограничения допуска иностранных производителей по правилам «второй лишний» и «третий лишний»;
  • условия допуска с преимуществом 15% для российских товаропроизводителей.

Сейчас в 44-ФЗ будут применяться запрет, ограничение допуска и преимущество российскому товару в размере 15%. Схемы применения нововведений отразили в таблице:

Было Стало

Механизм «второй лишний» для закупок промышленных товаров (ПП РФ № 617) и радиоэлектронной продукции (ПП РФ № 878).

Механизм «третий лишний» для закупок медоборудования (ПП РФ № 102), продуктов питания (ПП РФ № 832), лекарств (ПП РФ № 1289).

Ограничения допуска иностранной продукции работают по единственному принципу — «второй лишний».

Заказчики отклонят все товары иностранного происхождения, если будет подана хотя бы одна заявка с товаром из ЕАЭС, удовлетворяющая требованиям заказчика.

Этот принцип работает и в закупках у единственного поставщика.

Приказ 126н регулировал условия допуска иностранных товаров. 

В аукционах при победе поставщика с иностранным товаром вычитали реальные 15% из цены контракта, а в конкурсах и запросах котировок искусственно вычитали 15% у заявок с российским товаром, чтобы такие участники могли занять более выгодное место при ранжировании предложений. При этом такие участники заключали контракт по предложенной цене.

Теперьмеханизм «условий допуска» называется «преимущества российскому товару». 15% преференции российским производителям применяются в электронных аукционах по тем же правилам, что и для запросов котировок и конкурсов.

Изменился способ получения преференций в аукционе. У участника с российским товаром «вычитают в уме» 15% из цены, чтобы дать ему преимущество, но контракт заключают по предложенной им цене. 

Правила национального режима для 223-ФЗ

В рамках 223-ФЗ применялся ПП РФ № 925, который предусматривал один механизм — предоставление преимуществ российским производителям. Теперь правила изменились, и в закупках по 223-ФЗ будут применяться те же механизмы, что и в 44-ФЗ.

Было Стало

Механизм по принципу преимуществ:

  • 15% — промышленным товарам российского производства;
  • 30% — российской радиоэлектронной продукции.

Механизмы нацрежима в 223-ФЗ:

  • запрет поставки иностранного товара;
  • ограничение допуска иностранного товара по принципу «второй лишний»;
  • преимущество российскому товару. Из цены вычтут 15%, чтобы поставщики отечественной продукции смогли получить больше баллов при финальной оценке. Заключение контракта произойдет по изначально предложенной цене. 

Единое постановление по нацрежиму: каким оно будет

В постановлении раскрыты особенности применения запрета на поставку иностранных товаров по перечню приложения № 1, ограничения допуска импортной продукции по перечню приложения № 2, преимущества в отношении ТРУ российского происхождения. Также перечислены документы для подтверждения страны, которые участники обязаны включить в заявку.

Кроме этого, постановление утверждает минимальную обязательную долю закупок российских товаров, устанавливает предельные значения доли стоимости сырья иностранного производства в конечной стоимости отдельных медизделий, разъясняет порядок формирования лотов, закрепляет равное положение продукции из стран ЕАЭС по отношению к отечественным товарам.

Отчет по закупкам у российских производителей

Заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ обязали вести ежегодный отчет о закупках отечественной продукции в ЕИС. Сдавать его необходимо до 1 февраля года, следующего за отчетным. Для закупок в оборонной сфере отчет не подлежит размещению в ЕИС, поэтому его будут направлять для оценки непосредственно в уполномоченный орган. 

Требования к формированию сведений определены Положением, которое утверждено в ПП РФ № 1875. Вместе с этим с 2025 года утратила силу ст. 30.1 44‑ФЗ об особенностях торгов для достижения минимальной доли товаров российского производства.

Особенности определения НМЦК в закупках с нацрежимом

Внесены изменения в ч. 25 ст. 22 44-ФЗ. Теперь для обоснования цены контракта в 44-ФЗ заказчики должны основываться на характеристиках товаров российского происхождения.

Когда российский товар приравнивают к иностранному

Дополнена ч. 6 ст. 27 44-ФЗ, регламентирующая право Правительства РФ устанавливать случаи закупок промышленной продукции с национальным режимом, при которых заявка с российским товаром приравнивается к иностранной, если не выполнены условия степени локализации производства по ПП РФ № 719.

Особые условия формирования ТЗ в закупках с нацрежимом

Если при закупке товара нужно установить национальный режим, то по ч. 1.1. ст. 33 44-ФЗ при составлении технического задания заказчик обязан использовать характеристики российского товара. 

Запрет использования импортного софта на объектах КИИ

Заказчикам по 223-ФЗ в 2025 году нельзя будет закупать и использовать программное обеспечение (ПО) иностранного производства на объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ). Они функционируют в госучреждениях здравоохранения, науки, атомной и оборонной промышленности, энергетики и других сферах. Также Правительство утвердило требования к допустимому ПО.

Эти изменения не коснутся организаций с муниципальным участием.

Закупки у СМСП по 223-ФЗ

В 2025 году обновился список заказчиков, которые обязаны согласовывать планы закупок и изменения в них относительно проведения закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП). К действующему списку добавили 200 новых организаций, а также исключили из перечня некоторые компании.

Контракт с едпоставщиком при несостоявшейся закупке

Заказчик может провести закупку у единственного поставщика по правилам п. 24 и 25 ч.1 ст. 93 44-ФЗ, если конкурентная закупка признана несостоявшейся по причине:

  • отсутствия заявок (п. 3 ч. 1 ст. 52 44-ФЗ);
  • отклонения всех заявок комиссией (п. 4 ч. 1 ст. 52 44-ФЗ);
  • уклонения всех участников от подписания контракта (п. 5 ч. 1 ст. 52 44-ФЗ);
  • отказа заказчика в заключении контракта с единственным участником (п. 6 ч. 1 ст. 52 44-ФЗ);
  • отсутствия запросов о предоставлении документации закрытой закупки (п. 2 ч. 1 ст. 77 44-ФЗ);
  • отказа комиссии в предоставлении документации закрытой закупки всем потенциальным участникам, направившим запрос (п. 3 ч. 1 ст. 77 44-ФЗ).

С 1 января до 30 июня 2025 года включительно заказчик имеет право заключить такой контракт без использования ЕИС, ЭТП или специализированной ЭТП.

Нововведения с 1 апреля 2025 года

Продолжается тренд на цифровизацию в закупках. Изменения затронули порядок работы с цифровыми контрактами в ЕИС.

Цифровые контракты с едпоставщиком

В ч. 14 ст. 93 44-ФЗ закрепили случаи, когда заказчики обязаны заключать контракт с использованием ЕИС. К таким случаям относятся неконкурентные закупки на поставку культурных ценностей для пополнения Музейного фонда, экипировки для олимпийской сборной, ТРУ для обеспечения работы органов внешней разведки РФ и другие.

Изменение и расторжение контрактов через ЕИС

Дополнительные соглашения к контрактам, заключенным по результатам конкурентных закупок, необходимо формировать в ЕИС. В соответствие этому требованию нужно привести и ранее заключенные контракты, если допсоглашения к ним не были оформлены через ЕИС.

Нововведения с 1 июля 2025 года

ПП РФ № 1740 вносит изменения в формирование цифровых контрактов. Рассмотрим нововведения подробнее.

Обязанность включать сведения о прекращении контракта

В реестре контрактов появится информация о прекращении контракта. Такие данные размещаются, если:

  • срок действия контракта подошел к концу. При этом контрактом должно быть предусмотрено положение о том, что окончание срока действия контракта прекращает обязательства сторон;
  • ликвидируется организация поставщика или заказчика. Для этого реализовали синхронизацию этих данных с ЕГРЮЛ;
  • гражданин-поставщик ушел из жизни.

Контракт на приобретение жилого помещения

Подобные закупки часто вызывают вопросы у участников торгов. В письме от № МШ/115170/24 от 13.12.2024 антимонопольная служба подчеркивает, что по 44-ФЗ посредники и представители имеют право принимать участие в торгах на приобретение жилья наравне с собственниками.

Поскольку среди участников все больше представителей владельцев недвижимости, с 1 июля 2025 года нужно включать в цифровой контракт реквизиты и представителя, и собственника.

Госзакупки в новых территориях РФ

Новые регионы (ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области) проводят закупки по 44-ФЗ в соответствии с ПП РФ № 2559 от 31.12.2022. Постановление реализует специальный режим проведения госзакупок, который будет действовать до конца 2025 года. Госзаказчики из новых регионов смогут:

  • проводить неконкурентные закупки без согласования с ФАС;
  • не устанавливать национальный режим в закупках;
  • не применять к поставщикам доптребования по ПП РФ № 2571;
  • применять особый порядок размещения обязательных сведений и документов в ЕИС;
  • заключать контракты в бумажном виде без проведения торгов.

По задумке властей, особый режим закупок позволит госучреждениям новых регионов постепенно адаптироваться к новым для себя правилам работы.

Закупки в новых регионах: особые условия для поставщиков и заказчиков

2025-й год принес много изменений, которые должны учитывать в работе участники закупок. На очереди еще несколько законопроектов, которые скоро вступят в силу. Следите за статьями в Справочной и будьте в курсе важнейших новостей госзакупок.

Источник: https://zakupki.kontur.ru/site/articles/54649-chto_izmenitsya_v_zakupkax


Другие новости

19 января

Задача нашего сервиса — облегчить работу с маркировкой. Поэтому мы постоянно создаем новые решения для бизнес-процессов и совершенствуем старые. В статье рассказали, какие возможности появились у наших клиентов в 2024 году. Проверьте: все ли используете в работе?

19 января

В подразделе 1.2 (СЗВ-СТАЖ) формы ЕФС-1 появилась возможность массово добавлять данные о страховом стаже.

18 января

В Экстерне появилась возможность отправлять дополнительную информацию по требованиям ФНС, не создавая отдельные файлы с пояснениями.

9 января

С 1 января 2025 года компании или ИП на УСН с доходом свыше 60 млн рублей, должны платить НДС. Маркет поддержал новые требования закона. Рассказываем, как подготовиться к ним.