В 2024 году приняли несколько законопроектов, которые существенно меняют работу с закупками в наступившем году. Нововведения затронули нацрежим, цифровые контракты и другие привычные участникам закупок сферы. В статье подробно рассмотрим, что важно знать, чтобы работать по новым правилам и не совершать ошибок.
Нововведения с 1 января 2025 года
Часть изменений уже вступила в силу. Особенно серьезные изменения претерпел национальный режим, поэтому поговорим о нем подробнее.
Для реализации нацрежима действовало множество нормативно-правовых актов (НПА). Участникам закупок было непросто разобраться в многообразии правил. Это приводило к разбирательствам в ФАС и требовало разъяснений от профильных ведомств.
Поэтому Минфин предложил унифицировать систему нацрежима и сформулировать единые правила для 44-ФЗ и 223-ФЗ. Рассмотрим, как будет применяться национальный режим для каждого из основных Федеральных законов.
Правила национального режима в 44-ФЗ
До масштабных изменений каждый НПА реализовывал свой механизм:
- запрет на поставку иностранного товара;
- ограничения допуска иностранных производителей по правилам «второй лишний» и «третий лишний»;
- условия допуска с преимуществом 15% для российских товаропроизводителей.
Сейчас в 44-ФЗ будут применяться запрет, ограничение допуска и преимущество российскому товару в размере 15%. Схемы применения нововведений отразили в таблице:
Было | Стало |
---|---|
Механизм «второй лишний» для закупок промышленных товаров (ПП РФ № 617) и радиоэлектронной продукции (ПП РФ № 878). Механизм «третий лишний» для закупок медоборудования (ПП РФ № 102), продуктов питания (ПП РФ № 832), лекарств (ПП РФ № 1289). |
Ограничения допуска иностранной продукции работают по единственному принципу — «второй лишний». Заказчики отклонят все товары иностранного происхождения, если будет подана хотя бы одна заявка с товаром из ЕАЭС, удовлетворяющая требованиям заказчика. Этот принцип работает и в закупках у единственного поставщика. |
Приказ 126н регулировал условия допуска иностранных товаров. В аукционах при победе поставщика с иностранным товаром вычитали реальные 15% из цены контракта, а в конкурсах и запросах котировок искусственно вычитали 15% у заявок с российским товаром, чтобы такие участники могли занять более выгодное место при ранжировании предложений. При этом такие участники заключали контракт по предложенной цене. |
Теперьмеханизм «условий допуска» называется «преимущества российскому товару». 15% преференции российским производителям применяются в электронных аукционах по тем же правилам, что и для запросов котировок и конкурсов. Изменился способ получения преференций в аукционе. У участника с российским товаром «вычитают в уме» 15% из цены, чтобы дать ему преимущество, но контракт заключают по предложенной им цене. |
Правила национального режима для 223-ФЗ
В рамках 223-ФЗ применялся ПП РФ № 925, который предусматривал один механизм — предоставление преимуществ российским производителям. Теперь правила изменились, и в закупках по 223-ФЗ будут применяться те же механизмы, что и в 44-ФЗ.
Было | Стало |
---|---|
Механизм по принципу преимуществ:
|
Механизмы нацрежима в 223-ФЗ:
|
Единое постановление по нацрежиму: каким оно будет
В постановлении раскрыты особенности применения запрета на поставку иностранных товаров по перечню приложения № 1, ограничения допуска импортной продукции по перечню приложения № 2, преимущества в отношении ТРУ российского происхождения. Также перечислены документы для подтверждения страны, которые участники обязаны включить в заявку.
Кроме этого, постановление утверждает минимальную обязательную долю закупок российских товаров, устанавливает предельные значения доли стоимости сырья иностранного производства в конечной стоимости отдельных медизделий, разъясняет порядок формирования лотов, закрепляет равное положение продукции из стран ЕАЭС по отношению к отечественным товарам.
Отчет по закупкам у российских производителей
Заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ обязали вести ежегодный отчет о закупках отечественной продукции в ЕИС. Сдавать его необходимо до 1 февраля года, следующего за отчетным. Для закупок в оборонной сфере отчет не подлежит размещению в ЕИС, поэтому его будут направлять для оценки непосредственно в уполномоченный орган.
Требования к формированию сведений определены Положением, которое утверждено в ПП РФ № 1875. Вместе с этим с 2025 года утратила силу ст. 30.1 44‑ФЗ об особенностях торгов для достижения минимальной доли товаров российского производства.
Особенности определения НМЦК в закупках с нацрежимом
Внесены изменения в ч. 25 ст. 22 44-ФЗ. Теперь для обоснования цены контракта в 44-ФЗ заказчики должны основываться на характеристиках товаров российского происхождения.
Когда российский товар приравнивают к иностранному
Дополнена ч. 6 ст. 27 44-ФЗ, регламентирующая право Правительства РФ устанавливать случаи закупок промышленной продукции с национальным режимом, при которых заявка с российским товаром приравнивается к иностранной, если не выполнены условия степени локализации производства по ПП РФ № 719.
Особые условия формирования ТЗ в закупках с нацрежимом
Если при закупке товара нужно установить национальный режим, то по ч. 1.1. ст. 33 44-ФЗ при составлении технического задания заказчик обязан использовать характеристики российского товара.
Запрет использования импортного софта на объектах КИИ
Заказчикам по 223-ФЗ в 2025 году нельзя будет закупать и использовать программное обеспечение (ПО) иностранного производства на объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ). Они функционируют в госучреждениях здравоохранения, науки, атомной и оборонной промышленности, энергетики и других сферах. Также Правительство утвердило требования к допустимому ПО.
Эти изменения не коснутся организаций с муниципальным участием.
Закупки у СМСП по 223-ФЗ
В 2025 году обновился список заказчиков, которые обязаны согласовывать планы закупок и изменения в них относительно проведения закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП). К действующему списку добавили 200 новых организаций, а также исключили из перечня некоторые компании.
Контракт с едпоставщиком при несостоявшейся закупке
Заказчик может провести закупку у единственного поставщика по правилам п. 24 и 25 ч.1 ст. 93 44-ФЗ, если конкурентная закупка признана несостоявшейся по причине:
- отсутствия заявок (п. 3 ч. 1 ст. 52 44-ФЗ);
- отклонения всех заявок комиссией (п. 4 ч. 1 ст. 52 44-ФЗ);
- уклонения всех участников от подписания контракта (п. 5 ч. 1 ст. 52 44-ФЗ);
- отказа заказчика в заключении контракта с единственным участником (п. 6 ч. 1 ст. 52 44-ФЗ);
- отсутствия запросов о предоставлении документации закрытой закупки (п. 2 ч. 1 ст. 77 44-ФЗ);
- отказа комиссии в предоставлении документации закрытой закупки всем потенциальным участникам, направившим запрос (п. 3 ч. 1 ст. 77 44-ФЗ).
С 1 января до 30 июня 2025 года включительно заказчик имеет право заключить такой контракт без использования ЕИС, ЭТП или специализированной ЭТП.
Нововведения с 1 апреля 2025 года
Продолжается тренд на цифровизацию в закупках. Изменения затронули порядок работы с цифровыми контрактами в ЕИС.
Цифровые контракты с едпоставщиком
В ч. 14 ст. 93 44-ФЗ закрепили случаи, когда заказчики обязаны заключать контракт с использованием ЕИС. К таким случаям относятся неконкурентные закупки на поставку культурных ценностей для пополнения Музейного фонда, экипировки для олимпийской сборной, ТРУ для обеспечения работы органов внешней разведки РФ и другие.
Изменение и расторжение контрактов через ЕИС
Дополнительные соглашения к контрактам, заключенным по результатам конкурентных закупок, необходимо формировать в ЕИС. В соответствие этому требованию нужно привести и ранее заключенные контракты, если допсоглашения к ним не были оформлены через ЕИС.
Нововведения с 1 июля 2025 года
ПП РФ № 1740 вносит изменения в формирование цифровых контрактов. Рассмотрим нововведения подробнее.
Обязанность включать сведения о прекращении контракта
В реестре контрактов появится информация о прекращении контракта. Такие данные размещаются, если:
- срок действия контракта подошел к концу. При этом контрактом должно быть предусмотрено положение о том, что окончание срока действия контракта прекращает обязательства сторон;
- ликвидируется организация поставщика или заказчика. Для этого реализовали синхронизацию этих данных с ЕГРЮЛ;
- гражданин-поставщик ушел из жизни.
Контракт на приобретение жилого помещения
Подобные закупки часто вызывают вопросы у участников торгов. В письме от № МШ/115170/24 от 13.12.2024 антимонопольная служба подчеркивает, что по 44-ФЗ посредники и представители имеют право принимать участие в торгах на приобретение жилья наравне с собственниками.
Поскольку среди участников все больше представителей владельцев недвижимости, с 1 июля 2025 года нужно включать в цифровой контракт реквизиты и представителя, и собственника.
Госзакупки в новых территориях РФ
Новые регионы (ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области) проводят закупки по 44-ФЗ в соответствии с ПП РФ № 2559 от 31.12.2022. Постановление реализует специальный режим проведения госзакупок, который будет действовать до конца 2025 года. Госзаказчики из новых регионов смогут:
- проводить неконкурентные закупки без согласования с ФАС;
- не устанавливать национальный режим в закупках;
- не применять к поставщикам доптребования по ПП РФ № 2571;
- применять особый порядок размещения обязательных сведений и документов в ЕИС;
- заключать контракты в бумажном виде без проведения торгов.
По задумке властей, особый режим закупок позволит госучреждениям новых регионов постепенно адаптироваться к новым для себя правилам работы.
Закупки в новых регионах: особые условия для поставщиков и заказчиков
2025-й год принес много изменений, которые должны учитывать в работе участники закупок. На очереди еще несколько законопроектов, которые скоро вступят в силу. Следите за статьями в Справочной и будьте в курсе важнейших новостей госзакупок.
Источник: https://zakupki.kontur.ru/site/articles/54649-chto_izmenitsya_v_zakupkax